”Базэл”: Каждый пятый моногород нужно ”сжимать” или ликвидировать

В 20% кризисных моногородов с совокупным населением около 100 тысяч жителей, где градообразующие предприятия закрываются и нет потенциала для формирования новой экономики, требуется применение модели «управляемого сжатия», а в единичных случаях необходима их ликвидация, говорится в исследовании проблем развития моногородов, представленном сегодня группой компаний «Базовый элемент» («Базэл»).

В первую очередь авторы обращают внимание на то, что в результате ухудшения макроэкономической конъюнктуры и спроса на основные товары российского экспорта обостряется проблема моногородов, поскольку градообразующие предприятия часто завязаны на экспортное производство.

Всего в России насчитывается 342 моногорода, из которых 56 были включены в 2013 году в так называемый кризисный перечень. «Искоренить сам феномен моногородов в России невозможно – нужно работать с ним, принимая его как данность», — отмечают авторы.

«Управляемое сжатие» и политика «малых дел»

Предлагаемая «Базэлом» модель «управляемого сжатия» предполагает обеспечение занятости/переселения жителей при консервации или закрытии градообразующего предприятия, оптимизацию территории поселения при сохранении социальных учреждений и является при этом более экономически оправданной моделью, чем ликвидация.

Расчеты авторов показали, что она может обойтись в 20-33 млрд руб. в зависимости от масштабов переселения (от 40 до 60% населения), что в 5-6 раз дешевле, чем ликвидация моногородов (120 млрд руб.). Кроме того, политика управляемого сжатия позволит вернуть в экономическую деятельность 45-50 тыс. квалифицированных работников.

«Отсутствие государственной поддержки приведет к стремительной деградации этих городов, росту безработицы, обвалу коммунальных служб и социальной сферы и, как следствие, нарастанию протестной активности», — опасаются авторы исследования.

Еще в 35% кризисных городов, где градообразующее предприятие стабильно развивается, но нет потенциала для новой городской экономики, решение лежит в плоскости политики «малых дел», направленной на точечное решение ключевых инфраструктурных и социальных проблем города (в сфере ЖКХ, благоустройства города, развитии сферы услуг и пр.). Для поселка с населением в 4,5 тысяч жителей затраты на решение этих задач составляют около 70 млн руб., или примерно 1,5 тыс. руб. на человека. Всего решение самых насущных проблем моногородов этого типа потребует в 2014-2016 годах около 1,5-2 миллиардов рублей.

Проблема решаема за 4-5 лет

Авторы исследования считают, что только 45% кризисных моногородов обладают потенциалом индустриальной диверсификации, ядром которой могут стать муниципальные индустриальные парки и которая позволит в 2014-2016 годах создать 60-90 тысяч новых рабочих мест.

Госпрограмма поддержки моногородов, реализованная в 2009-2012 годах, фактически использовала только модель индустриальной диверсификации, однако вне ее остались старопромышленные территории и депрессивные поселки, не обладающие потенциалом развития, полагают в «Базэле».

В целом моногорода неоднородны, поэтому необходимо использовать дифференцированный подход в государственной политике для решения проблемы их развития. «Реализация этих моделей («Управляемое сжатие», «Стабильный моногород» и «Индустриальная диверсификация») позволит, эффективно используя государственные средства, решить проблемы большинства монопрофильных поселений России за 4-5 лет», — уверены авторы.

«Экспериментальными площадками, где можно будет отработать типовые модели развития моногородов, могут стать моногорода присутствия «Базэла», где уже проведена большая предварительная работа», — сообщил председатель набсовета группы «Базовый элемент» Олег Дерипаска.

Исследование, проведенное по заказу «Базэла» Центром стратегических разработок в 2013 году, охватило 18 городов и поселков городского типа, расположенных в Восточной Сибири (5 городов), Свердловской обл. (4 города), Ленинградской обл. (3 города) и других регионах России. Оно основано более чем на 300 глубинных интервью с менеджерами компаний, сотрудниками органов власти, предпринимателями, представителями общественных организаций.

Государство оценило поддержку моногородов в 50 миллиардов рублей

Сегодня «РБК daily» написала, что в 2014г. власти РФ готовы потратить на поддержку моногородов 51,5 миллиарда рублей, то есть сумму, которая сопоставима со всей кризисной трехлеткой. «Возможно, цифра будет скорректирована. Пока мы не до конца понимаем масштаб проблемы и способы ее решения. Проводим мониторинг состояния градообразующих предприятий и планов их владельцев. Итоги планируем подвести в феврале», — отметил высокопоставленный чиновник министерства.

30 миллиардов рублей из более 51 миллиарда рублей МЭР намерено распределять лично в виде субсидий региональным бюджетам. Они пойдут на создание или развитие инфраструктуры моногородов и на помощь собственникам градообразующих предприятий в их модернизации. Затраты на строительство и реконструкцию производства предлагается субсидировать на 40%. Компаниям, запускающим инвестпроекты, которые увеличивают занятость, предлагается давать субсидии на электроэнергию и техприсоединение к электросетям. Также субсидии пойдут на строительство и реконструкцию жилья для переселения граждан из моногородов.

Первыми в очереди за помощью будут моногорода с очевидными социальными рисками. К ним относятся, например, где население снижается (более чем на 10% за год по состоянию на 1 января 2014 года) или зарегистрированная безработица растет (за год на 30%, или если количество официально зарегистрированных безработных в моногороде достигло 5% от всех безработных в регионе, или на 30% превысило среднюю безработицу по региону).

Издание отмечает, что субсидии дадут только тем регионам, которые имеют утвержденную программу, деньги и статьи в своем бюджете-2014 на поддержку моногородов. Сумма субсидии конкретному моногороду будет зависеть от количества созданных рабочих мест. В целом это будет 80-95% от расходных обязательств регионов. Результативность оценят по количеству и цене для бюджета созданных рабочих мест в моногороде, соотношению государственных и частных денег на модернизацию производства и прочее, а также численности переселенных и трудоустроенных граждан. Именно переселение чиновники правительства считают самым действенным из лекарств.

В аппарате правительства уточнили, что речь идет о внутреннем документе Минэкономразвития, и он не поступал в правительство.

Ранее Минэкономразвития РФ подготовило проект указа президента, в соответствии с которым правительство РФ должно до 1 июля 2014 года утвердить порядок мониторинга за социально-экономическим положением моногородов, а с 2015 года — выделять средства из федерального бюджета на их поддержку.

http://top.rbc.ru/economics/29/01/2014/902250.shtml