ИТАР-ТАСС
Очень часто мы становимся свидетелями того, как спортсмен, одержавший победу в соревновании, падает без сил после финиша или плачет, осознав, что он первый. Это тот самый момент, когда можно попытаться хотя бы примерно представить, какова цена победы.
Мы поддерживаем любимых спортсменов, радуемся за них в случае удачи, но можем и поругать, в случае поражения. Как правило, нас интересует результат и мы редко задумываемся о том, что за этим результатом стоит.
В преддверии старта Олимпийских игр в Сочи «РБК-Спорт» рассказывает о советских и российских спортсменах, которые несмотря на сложную судьбу или травмы смогли завоевать олимпийское «золото». Это шесть удивительных историй об атлетах, которые попали в свой вид спорта скорее вопреки, а не благодаря, о спортсменах, которые пережили страшные травмы и смогли вернуться, о людях, которые выиграли медали сквозь боль и слезы.
Александр Тихонов, биатлон
Олимпийские медали:
«Золото»:
Гренобль-1968 (эстафета 4х7,5км)
Саппоро-1972 (эстафета 4х7,5км)
Инсбрук-1976 (эстафета 4х7,5км)
Лейк-Плэсид-1980 (эстафета 4х7,5км)
«Серебро»:
Гренобль -1968 (индивидуальная гонка 20км)
Фото: ИТАР-ТАСС
В судьбе Александра Тихонова как биатлониста, пожалуй, нет ничего трагического, но его путь в этом виде спорта нельзя назвать простым. Мир мог никогда не узнать о Тихонове-биатлонисте, если бы не травма, которую он получил в 1966 году. Тихонов начинал свою карьеру как лыжник, еще в школе он выиграл первую серьезную гонку. Со временем он попал в лыжную сборную, но в 1966 году повредил ногу и пропустил тренировочный сбор. Чтобы восстановиться после травмы, Тихонов отправился в эстонское местечко Отепя. Там как раз в это время тренировались биатлонисты, и это событие оказалось судьбоносным.
Тихонов в Отепя практически и не тренировался – к тому времени он еще не мог передвигаться долго без костылей. Увидев скучающего спортсмена, к нему подошел тренер биатлонной сборной Александр Привалов и предложил пострелять. Так началась история Тихонова-биатлониста. Стрелять стабильно он так и не научился, зато прошлое лыжника не раз приходило на помощь. Из-за проблем со стрельбой у Тихонова было не так много личных олимпийских успехов (хотя «серебро» в индивидуальной гонке в Гренобле он все-таки взял), но в эстафете он был незаменим.
В Гренобле он бежал первый этап, традиционно промахнулся (получив даже штрафной круг), но смог отыграть свои промахи ногами. Сам Тихонов потом вспоминал, что в какой-то момент увидел идущего впереди шведского спортсмена и не мог позволить ему идти первым. «Вот, думаю, позор! Швед впереди русского», — говорил Тихонов. В той гонке он передал эстафету первым, и его партнеры этот почин поддержали.
В Саппоро события развивались более трагично. Тихонов снова бежал первый этап, первый рубеж прошел чисто, а вот на своей проблемной «стойке» заработал аж два штрафных круга. И все бы ничего – мы ведь помним, что Тихонов лыжник, и свои промахи может отработать – но вдобавок ко всему у него еще и сломалась лыжа. Своих тренеров рядом не было, но внезапно Тихонову пришел на помощь главный конкурент – Дитер Шпеер из команды ГДР. Он должен был бежать третий этап и в это время еще разминался. Увидев Тихонова, Шпеер отдал ему свою лыжу. Размер креплений отличался, однако бежать все равно стало легче. Тихонов передал эстафету только девятым, однако он продолжил борьбу, и его партнеры смогли выиграть гонку.
Были в карьере Тихонова также победы в Инсбруке и Лейк-Плэйсиде, 11 побед на чемпионатах мира, победа в первом розыгрыше Кубка мира в 1977 году. В том же году он был назван «Мистер Биатлон», ну а сейчас все знают Тихонова как лучшего биатлониста XX века.
Евгений Редькин, биатлон
Олимпийские медали:
«Золото»:
Альбервиль-1992 (индивидуальная гонка 20км)
Фото: ИТАР-ТАСС
Есть у нас для «разогрева» еще одна не столько трагичная, сколько удивительная история. Кстати, она несколько пересекается с историей об Александре Тихонове.
В 1992 году на Олимпийских играх в Альбервиле российский биатлонист, уроженец Ханты-Мансийска, Евгений Редькин выиграл индивидуальную гонку на 20 км. Редькин отстрелялся на ноль на всех огневых рубежах и стал первым в этой дисциплине, воспользовавшись промахами мировых лидеров. Скоростью он не блистал – у немца Марка Кирхнера, промахнувшегося трижды, Редькин выиграл всего 6,4 секунды.
Как и в случае с Тихоновым, мир мог никогда не узнать о биатлонисте Редькине. В 1992 году ему было 22 года, в Альбервиль он приехал запасным. Причем, по всей видимости, спортсмена даже реально не принимали в расчет – у Редькина не было ни официальной формы олимпийской сборной, ни тем более плана тренировки. На старт победной для себя гонки он попал случайно: за день до индивидуалки выяснилось, что фаворит дистанции Сергей Тарасов принять участие в гонке не сможет. Редькину пришлось в спешном порядке накатывать лыжи и готовиться к старту. Свой единственный шанс россиянин не упустил: несмотря на успех в индивидуальной гонке, в эстафете он не участвовал.
В том же 1992 году Редькин стал чемпионом мира в составе сборной СНГ в командной гонке на 10км. На Олимпиаде в Лиллехаммере он представлял уже команду Белоруссии, но теперь уже в индивидуальной гонке промахнулся шесть раз и занял только 53-е место.
Сергей Тарасов, биатлон
Олимпийские медали:
«Золото»:
Лиллехаммер-1994 (индивидуальная гонка 20км)
«Серебро»:
Лиллехаммер-1994 (эстафета 4х7,5км)
«Бронза»:
Лиллехаммер-1994 (спринт 10км)
Нагано-1998 (эстафета 4х7,5км)
Фото: ИТАР-ТАСС
Сергей Тарасов – это тот самый биатлонист, вместо которого в индивидуальной гонке в Альбервиле в 1992 году бежал Евгений Редькин. Тарасов считался одним из фаворитов гонки, но накануне стартов перенес клиническую смерть. Эта история быстро обросла слухами: говорили, что причиной несчастья, случившегося с Тарасовым, стало неумелое применение запрещенных препаратов. Тогда появилась информация, что клиническая смерть наступила в результате неправильно проведённой процедуры гемотрансфузии — кровяного допинга. Однако сам спортсмен позднее утверждал, что никогда не выступал, используя запрещённые методы.
Какое-то время после случившегося Тарасов не мог спокойно смотреть записи гонок: сразу же начинало беспокоить сердце. Спортсмен признается, что не верил, что сможет когда-то снова вернуться на трассу. Эмоции Тарасова сложно представить: он приезжал на Олимпиаду лидером сборной и фаворитом, а в итоге еле остался жив. К тому же, эта история навсегда заставила Тарасова не верить чиновникам: тогда его быстро отправили домой, чтобы не задавали лишних вопросов. Однако и жить без биатлона спортсмен не мог.
«Многие полагали, что на этом моя спортивная карьера закончится. Но я не мог с этим смириться и приступил к тренировкам. Спустя достаточно короткое время, буквально через несколько месяцев, проходили отборочные соревнования в сборную России по биатлону. Я решил участвовать в них», — рассказал Тарасов.
Условия ему поставили жесткие: войти на отборочных соревнованиях в тройку лидеров. И несмотря на то, что тогда с момента клинической смерти прошел всего год, Тарасов смог выполнить требования и вернуться в сборную. А еще спустя год он выиграл в Лиллехаммере «золото» в индивидуальной гонке, «серебро» в эстафете» и «бронзу» в спринте. Победу в индивидуальной гонке можно назвать самой значимой: спустя два года после клинической смерти Тарасов снова на Олимпиаде и все-таки доказывает, что в этой дисциплине он лучший. Свою победу Тарасов буквально вырывает: преимущество над Франком Люком и Свеном Фишером составило 4 и 17 секунд соответственно.
Оксана Грищук и Евгений Платов, фигурное катание
Олимпийские медали:
«Золото»:
Лиллехаммер-1994 (танцы на льду)
Нагано-1998 (танцы на льду)
Фото: ИТАР-ТАСС
Пара Оксана Грищук и Евгений Платов образовалась в 1988 году: Оксана осталась без партнера, который получил травму. После трех месяцев тренировок Грищук/Платов завоевали «бронзу» чемпионата СССР, а спустя два года выиграли первенство страны и отправились на Олимпиаду.
Первые Олимпийские игры не стали триумфальными для дуэта: в 1992 году они заняли четвертое место. После поражения на Олимпиаде пара переходит к бывшим наставникам Грищук и под их руководством готовится к Играм в Лиллехамере, где выигрывает «золото».
Однако следующий олимпийский цикл был омрачен рядом событий. Сначала у Евгения Платова обострилась старая травма, и пара пропустила сезон 1994/95, затем начались конфликты с тренером Натальей Линичук, которая уделяла свое внимание другим фигуристам группы, а дуэт Грищук/Платов оставался как-то не у дел. Но в итоге для наших героев все сложилось хорошо: они попали к Татьяне Тарасовой и смогли выиграть Олимпиаду в Нагано, став, таким образом, рекордсменами.
Уже после Олимпийских игр 1998 года стало известно, что Грищук выступала через боль – выяснились, что у нашей фигуристки было сломано запястье. Однако это не помешало ей стать двукратной олимпийской чемпионкой. В Нагано наши фигуристы завоевали три золотые награды.
Врезка #199251
Валерий Харламов, хоккей
Олимпийские медали:
«Золото»:
Саппоро-1972 (хоккей)
Инсбрук-1976 (хоккей)
«Серебро»:
Лейк-Плэсид (хоккей)
Фото: ИТАР-ТАСС
Попроси любого фаната хоккея назвать пять великих хоккеистов, и Валерий Харламов туда наверняка войдет. А ведь Харламов мог никогда не стать легендой, более того, он мог вообще не стать спортсменом.
С детства Харламов увлекался футболом и хоккеем. Он встал на коньки в семь лет: отец брал с собой маленького Валеру на площадку, и чтобы сын не мерз в неотапливаемой раздевалке, поставил его самого на коньки. В марте 1961 года, когда Харламову было 13 лет, он заболел ангиной. Болезнь протекала тяжело и дала осложнения на другие органы. Врачи обнаружили у Харламова порок сердца и запретили ему любые физической нагрузки – даже занятия физкультурой в школе и поездки в пионерлагеря.
Однако отец Харламова решил взять на себя ответственность за судьбу сына, и когда в 1962 году на Ленинградском проспекте открылся каток, он отвел Валеру в хоккейную секцию. Кстати, мать будущей легенды хоккея об этом не знала, и, скорее всего, не одобрила бы.
Через несколько лет, после активных занятий спортом, врачи признали Харламова абсолютно здоровым и допустили его к соревнованиям. Несмотря на страшный диагноз, поставленный еще в детстве, Харламов стал двукратным олимпийским чемпионов и восьмикратным чемпионом мира. Он дважды признавался лучшим хоккеистом СССР и получил признание не только в своей стране, но и за рубежом.
В жизни Харламова было и еще одно страшное событие, которое он смог пережить. В мае 1976 года семья Харламовых попала в аварию: Валерий решил обогнать грузовик, хотя по встречной полосе на небольшом отдалении шел другой. Уже выехав на встречную полосу, Харламов увидел выскочившее такси, резко съехал с дороги и врезался в столб. После этой аварии у хоккеиста нашли множественные травмы: перелом правой голени, перелом двух ребер, сотрясение мозга… Врачи советовали завершить карьеру, но он снова их не послушал. Спустя два месяца Харламов смог сделать первые шаги по палате и постепенно вернулся на лед.
Спустя четыре года после первой аварии Харламов попал во вторую, которая оказалась роковой. Его жена Ирина не справилась с управлением, машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась с грузовиком. Все пассажиры скончались на месте.
Сборная СССР не смогла присутствовать на похоронах. В тот момент игроки находились в Виннипеге. Они провели собрание, на котором было решено во что бы то ни стало выиграть Кубок Канады. Свое обещание хоккеисты выполнили, обыграв в финале канадцев 8:1.
Евгений Гришин, конькобежный спорт
Олимпийские медали:
«Золото»:
Кортина-д’Ампеццо-1956 (бег на коньках 500м)
Кортина-д’Ампеццо-1956 (бег на коньках 1500м)
Скво-Вэлли-1960 (бег на коньках 500м)
Скво-Вэлли-1960 (бег на коньках 1500м)
«Серебро»:
Инсбрук-1964 (бег на коньках 500м)
Фото: ИТАР-ТАСС
Евгений Гришин стал четырехкратным олимпийским чемпионом в беге на коньках, а также завоевал «серебро» Олимпиады. В 1956 году советский спортсмен впервые установил на зимних Олимпийских играх мировой рекорд. До этого такое достижение никому не покорялось, начиная с первой зимней Олимпиады в 1924 году.
А ведь еще в детстве Гришин мог погибнуть. Это произошло в 1942 году: он катался на коньках, когда вражеские самолеты начали сбрасывать бомбы на оружейный завод. Одна из них взорвалась недалеко от Гришина. В госпиталь его доставили прямо на коньках, в ноге было более десяти ран. Операцию не стали делать сразу: госпиталь был переполнен. Уже после извлечения осколков хирург сказал, что если бы промедлили еще день, ногу пришлось бы ампутировать.
После операции Гришин долгое время ходил на костылях, но сумел восстановиться после травмы ноги и снова занялся конькобежным спортом и велосипедом. В 1952 году Гришин был включен в состав команды велосипедистов на летнюю Олимпиаду, но не прошел отбор в финальную стадию соревнований. Со временем из двух увлечений пришлось выбрать одно, и он остановился на коньках.
На Олимпийских играх 1956 года в Кортина-д’Ампеццо конькобежцы соревновались не на застывшей поверхности озера Мизурина, как планировалось изначально, а на выпиленной изо льда огромной льдине с беговыми дорожками. Каток был плавучим, его окаймлял круг воды. Однако эти сложности не помегали Гришину выиграть «золото».
В 1967 году, уже после четырех Олимпийских игр и пяти олимпийских медалей с Гришиным случилось несчастье. Во время тренировочного сбора он потерял равновесие, упал и зацепил ногу коньком. Лезвие перерубило вену, нерв и сухожилие. После сложной операции Гришин принял решение вернуться на каток. Через две недели после начала тренировок он уже был в составе сборной, а спустя год выступил на Олимпиаде в Гренобле, где занял четвертое место, уступив всего 0,3 секунды.