Таджикистан и Афганистан пришли к определенным договоренностям относительно маршрута афганского участка железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан.
Как сообщил глава ГУП «Таджикская железная дорога» (ТЖД) Амонулло Хукуматулло в среду на пресс-конференции, правительственные делегации двух стран обсудили данную тему, по итогам переговоров был принят предложенный таджикской стороной вариант.
«Афганская сторона настаивала на варианте маршрута от туркменской железнодорожной станции Келиф до Шерхан-Бандара, — пояснил он. — Однако данный маршрут не устраивал нас, так как это было бы для транзита наших грузов слишком протяженной дорогой. Протяженность же предложенной нами афганской части дороги составляет чуть больше 200 км, которая соединяет Келиф со станцией Хошади в Шаартузском районе Хатлонской области. Афганская сторона долго не соглашалась с нами. Однако, когда мы объяснили им значение этой дороги для Таджикистана, они приняли наше предложение».
Хукуматулло отметил, что железная дорога, которая будет соединять Таджикистан с Туркменистаном посредством территории Афганистана, при нынешних отношениях с соседним Узбекистаном жизненно важна для Таджикистана.
«Сегодня Узбекистан создает всевозможные препятствия на пути транзита наших товаров, — сказал он. — Если будет построена данная дорога, таких проблем уже не будет. Мы не будем сталкиваться с железнодорожной блокадой со стороны Узбекистана, а Афганистан получит дополнительные доходы от транзита наших товаров через свою территорию. Кроме того, мы уже не будем платить Узбекистану за транзит наших грузов по установленным узбеками высоким коэффициентам».
Глава ТЖД подчеркнул, что в среднем ежегодный объем грузоперевозок Таджикистана составляет 5 млн. тонн. «По самым низким коэффициентам, доходы Афганистана от транзита таджикских товаров посредством будущей дороги составят $200 млн.», — добавил он.
Напомним, меморандум по проекту строительства железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан был подписан 20 марта прошлого года в Ашхабаде в ходе трехсторонней встречи президентов трех стран, прибывших в туркменскую столицу на празднование Навруза.
На данный момент основным инвестором строительства данной дороги считается Азиатский банк развития (АБР).
По данным представительства АБР в РТ, в нынешнем году будут начаты подготовительные работы по данному проекту таджикского участка дороги. «Техническая помощь уже утверждена и в этом году будет проведено ТЭО этого проекта. Для разработки ТЭО таджикского участка банк выделяет $1 млн.», — отметили в представительстве.