Письмо Народного артиста СССР Хошима Гадо в мэрию столицы, в котором он просил содействия в ремонте его квартиры и в отоплении и выезд в Бишкек трудовую миграцию известного таджикского режиссера Барзу Абдуразакова, переезд на постоянное жительство в Алмату известного режиссера Анвара Тураева – все эти факты, по мнению экспертов, являются наглядной иллюстрацией наплевательского отношения представителей власти к тем, кто составляет гордость нации и представляет ее культуру.
Поэт и журналист Темур Варки, вспоминая о том, как долгое время перед своим отъездом Барзу Абдуразаков испытывал давление со стороны чиновников, отметил: «Я знаю, как тяжело приходилось Барзу в последнее время. Он тонко чувствующий художник и гражданин. Долгое время на родине он испытывал давление и заговор молчания со стороны чиновников, со стороны тех, кто не давал ему полноценно работать. Для человека, у которого семья и больная престарелая мать, сидеть без работы, быть невостребованным – невыносимо».
По словам Варки, спектакли таджикского режиссера запрещали, и он не мог найти понимания у чиновников от культуры, когда пытался реализовать свои идеи.
«Барзу был просто в отчаянии. Но последней каплей для него стала травля, угрозы, которые поступили после того, как он поддержал проект «Новый Таджикистан» и выступил в защиту оклеветанного Зайда Саидова. Ему прямо дали понять, что здесь он не нужен. Это просто, извините, скотство, когда какие-то неучи-держиморды смеют говорить от имени народа, нации, страны, кто нашей стране нужен, а кто нет. Такие люди как Барзу — штучный продукт в любой стране. Это лицо, имя и совесть нации, это послы нации в мире. Так обращаться с подобными людьми могут только временщики и проходимцы, иностранные агрессоры, которое не в состоянии оценить роль и ценность таких личностей для истории и духовности народа. Их задача — заставить замолчать совесть. Но страна без совести и власть без совести — это не то, чего достойны таджики. У нас в стране ради благополучия кучки благоденствующих воров и казнокрадов, лишают голоса и воздуха сам народ», — считает Варки.
Он подчеркивает, что такие люди как Барзу Абдуразаков — это воздух нации, и когда им становится душно и невыносимо больно смотреть на несправедливость и гнет в стране, они ее покидают. Темур Варки также напоминает о том, что в истории таджиков есть сотни примеров, когда великие классики, мыслители, властители дум вынуждены были покидать родные края и скитаться.
«Только после их смерти мы начинаем их ценить и щеголять их именами перед другими народами, которые, между прочим, дали им приют и возможность жить и творить. А потом эти же чиновники начнут петь гимны и называть улицы и парки в честь изгнанного ими же. Противно. Но на большее они не способны. В памяти народной же останутся люди с совестью и голосом совести, а не те, кто изгнал их из страны», — считает поэт.
Он также уверен, что ситуация с Хошимом Гадо также является иллюстрацией наплевательского отношения к тем, кто составлял и составляет гордость нации.
«Увы, у нас время и засилье бескультурья и хамства. Человеческий капитал, который ценят и который хранят и приумножают в процветающих странах, у нас растаптывается. У нас сегодня в цене нажива, барыши, материальное положение, бездуховность и продажность, лизоблюдство и чинопочитание. Налицо деградация духовных ценностей, развращение и дебилизация людей, которая идет сверху. Наверху не осталось духовных ориентиров, а ориентирам, подобным Барзу, говорят, что им тут не место», — утверждает Варки.
Искусствовед Амаль Ханум Гаджиева уверена, что отъезд Барзу Абдуразакова расстроил не только ее, но и всех думающих людей в Таджикистане, ибо снова люди потеряли надежду на то, что жизнь улучшится, специалистов будут ценить по их способностям, а не по региональным или кумовским признакам.
«Ни для кого не секрет, что Барзу — один из лучших режиссеров республики, известный далеко за пределами нашей страны. Каждая новая его постановка становилась ярким событием театральной жизни в республике, и на все его спектакли всегда были аншлаги. Наверное, этот факт говорит о многом. В лице Барзу таджикский театр теряет очень талантливого, глубоко думающего, а самое главное, высоко порядочного режиссера и человека. К сожалению, его недооценили, и он будет поднимать на высочайший уровень не свой таджикский, а киргизский, русский или ещё какие-то театры. Поистине, в своем Отечестве не бывает пророков», — считает Гаджиева.
Она сожалеет, что в Таджикистане не понимают значение театра в воспитании, в духовном формировании подрастающего поколения.
«И, конечно же, я считаю позорным явление, когда актер такого масштаба как Хошим Гадоев, столько сделавший для развития кино и театра Таджикистана, под старость лет вынужден обращаться с просьбой к властям, чтобы ему создали хотя бы элементарные бытовые условия, тогда как многие чиновники, не сделавшие ничего для Родины (кроме лизоблюдства), живут в роскошных особняках и огромных квартирах со всеми условиями. Не нужно ставить памятники на могилах актеров или других заслуженных людей, а нужно ценить их при жизни! Именно отношение к театру, искусству, культуре говорит о культуре самого государства. Бескультурье может родить очень много бед, я об этом много писала и до гражданской войны в республике, увы, меня не услышали…», — подчеркивает Амаль Ханум Гаджиева.