Российские компании из-за санкций сталкиваются все с большим количеством ограничений в получении кредитов от западных банков. Об этом сегодня пишет газета Financial Times.
По данным издания, банки начинают требовать от российских компаний, не попавших под санкции, включать в договоры пункты, по которым они должны будут сразу же немедленно погасть кредиты, в случае, если санкции коснутся этих компаний. «Если компания попадает в такую ситуацию (попадания под санкции — прим. РБК), то сумма кредита сразу же должна быть выплачена», — цитирует издание слова финансового директора одной из крупных российских компаний.
Так, банкиры настояли на изменений условий соглашения с компанией Металлоинвест Алишера Усманова. При этом изменение условий, по данным издания, произошло буквально за несколько дней до того, как стороны заключили сделку о финансировании в размере $1 млрд.
Изначально банки требовали включать в соглашения и договора формулировку «существенное неблагоприятное изменение». Однако впоследствии представители организаций стали настаивать на более жесткой формулировке, и настаивали на упоминании санкций, как причины для невозможности выплаты предоставленного кредита. «Банки хотят получить гарантии в случае изменения ситуации. Если вы заключаете сделку, а на следующий день что-то происходит, ты вы попадаете в глупую ситуацию», — цитирует издание одного из банкиров.
Источник РБК в одной из компаний, попавших под санкции, рассказал, что подобные требования от иностранных банков были. Так, банки хотели включить в договоры формулироваки о досрочном погашении кредита в случае расширения санкций.
В некоторых российских компаниях ужесточение условий договоров считают декоративными. «Если в принципе запрещено вкладывать в Россию, то как предлагается возмещать ссуды? Если бы сами кредиторы не хотели бы вкладываться в российский рынок, то они не делали бы этого», — заявил Financial Times один из руководителей российской компании.
С другой стороны, новые требования уже отпугнули российские компании от иностранных кредиторов. Так, кредит в $780 млн получила компания «Сибур», принадлежащая Геннадию Тимченко. Переговоры с международными кредиторами были отложены, а сам кредит выдал Сбербанк. В компании при этом «рассмотрели варианты получения кредитов и от российских, и от иностранных банков», а Сбербанк был выбран «из-за более оптимальных предлагаемых условий».
При этом сами банки на фоне ужесточений сокращают свое присутствие на российском рынке. «Мы заняли выжидательную позицию», — заявил газете региональный президент банка Wells Fargo в Европе, на Ближнем Востоке и Африке Джеймс Джонсон. По его словам, новые инвестиции банк пока не осуществляет. При этом в прошлом году они инвестировали $786 млн. По данным издания, Citigroup сократил вложения в Россию за три месяца 2014г. на 9% — на $9,4 млрд. JPMorgan Chase также снизил объемы инвестирования на 9% к $4,7 млрд. Крупный американский инвестиционный банк Bank of America Merrill Lynch сократил вложения на 22% — к $5,7 млрд.
На 1 января 2014 г., по данным Центробанка, внешний долг корпоративного сектора составил $649,2 млрд, из них $214,4 млрд приходилось на банки и финансовый сектор и $434,8 млрд — на компании. Стастика ЦБ при этом не учитывает займы зарубежных «дочек» российских компаний и банков.
Всего с мая до конца года российские компании и банки, согласно статистике ЦБ, должны выплатить около $108,5 млрд основного долга и процентов. Пик платежей, как следует из графика предстоящих выплат, приходится на декабрь: компании и банки за месяц должэны вернуть $33,8 млрд. В остальные месяцы ежемесячные платежи составят по $9,1-$13,5 млрд. Государству до конца года предстоит возвратить $3,6 млрд.
Григорий Набережнов, Елена Мязина, Ирина Малкова