В Госдуму внесен законопроект, которым снижается необходимое для принятия решений число судей Конституционного суда. В частности, речь идет о кворуме, необходимом для отстранения председателя и судей КС. Также КС получит возможность надзора за решениями ЕСПЧ, которыми европейский суд предписывает России вносить изменения в российские нормативные акты.
Первый зампредседателя комитета по законодательству единоросс Виктор Пинский 13 мая внес в нижнюю палату проект поправок к закону «О Конституционном суде», предусматривающий изменение принципов работы органа. Как сообщил РБК источник, близкий к руководству Госдумы, законопроект имеет хорошие шансы получить одобрение депутатов.
Поправки позволят КС «рассматривать дела быстрее, но без потери качества, за счет упрощения и уточнения правил рассмотрения относительно простых дел и более внимательного отношения к сложным делам», — пояснил РБК Пинский.
Поправки предусматривают, что КС правомочен действовать при наличии кворума в две трети членов суда, сейчас это число составляет три четверти членов суда. Оговаривается, что при принятии решений в заседаниях суд правомочен уже при наличии двух третей действующих судей. Сейчас численность судей КС составляет 19 человек, кворум — 15 судей. В случае принятия поправок порог будет снижен до 13 судей, а если число действующих судей будет неполным — еще меньше.
Кроме того, уменьшенное число (также две трети действующих, а не три четверти общего состава) судей КС сможет начать процедуру лишения полномочий председателя суда и его заместителей, которые «не исполняют должностные обязанности или исполняют их ненадлежащим образом». В случае принятия такого решения их полномочия могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению президента России.
Сниженное число действующих судей также сможет вносить в СФ представление о прекращении полномочий судьи КС в случаях, когда им совершен поступок, порочащий честь и достоинство судьи, он без уважительных причин не участвовал в заседаниях КС и т.п. По мнению уполномоченного представителя правительства в высших судах Михаила Барщевского, «две третьи от общего числа судей — достаточное количество для принятия решений».
Проблемы с кворумом возникали «крайне редко, может, один или два случая», и только в период, когда в составе КС было 13 судей, напомнил РБК судья КС в отставке Анатолий Кононов. В последнее время никаких сложностей не возникало, говорит он. Состав суда в количестве 19 судей был назначен в феврале 1995г., после принятия в 1994г. нового закона о КС.
Видно, что обоснование предлагаемых изменений явно недостаточно, говорит экс-судья арбитражного суда города Владислав Добровольский. Для каждого изменения должно быть описано, как текущее положение дел мешает работе КС, и как предлагаемая модификация позволит ее улучшить.
КС в случае принятия законопроекта получит право подтверждать конституционность нормативных актов, в которые Европейский суд по правам человека постановил внести изменения в связи с нарушением ими прав и свобод. В этом случае рассматривающий оспоренное в ЕСПЧ решение суд может счесть, что «вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции», и обратиться в КС.
Подобная процедура необходима, чтобы устранить ситуации, когда «решение Европейского суда по правам человека де-факто становится препятствием для применения норм российского законодательства», указано в пояснительной записке. В качестве примера приведена ситуация, когда ЕСПЧ признал дискриминационным запрет на предоставление отпуска по уходу за ребенком многодетному офицеру.
Сокращение кворума никаких принципиальных изменений не принесет, сказал РБК судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин, но столкновение Конституционного суда с позицией ЕСПЧ — «это серьезно». «Решения Европейского суда имеют приоритет перед всеми национальными законами, и внесение таких поправок — очень неудачное решение», считает он.
Российские власти неоднократно жаловались, что ЕСПЧ посягает на суверенитет России. В 2010г. в статье «Предел уступчивости» в Российской газете председатель КС Валерий Зорькин писал, что каждое решение Европейского суда — не только правовой, но и политический акт, поэтому, когда решения Страсбургского суда прямым образом затрагивают национальный суверенитет, основополагающие конституционные принципы, Россия вправе выработать защитный механизм от таких решений.
Предлагаемый фильтр, по всей видимости, предназначен для того, чтобы предоставить КС возможность проверять при необходимости, действительно ли имеет место посягательство на национальный суверенитет, говорит Добровольский. Аргументация Пинского опять же недостаточна, считает он: было бы правильным привести примеры, как подобные случаи регулируются в других европейских странах и как часто решения ЕСПЧ вступали в противоречие с основополагающими принципами Конституции.
Есть и еще одно нововведение: когда судья КС достигает предельного возраста (70 лет), он может продолжить работать только до тех пор, пока не закончено дело, которое было начато с его участием, в слушании которого он участвовал. Сейчас судья продолжает работать, пока на его место не будет назначен новый судья, в то время как в других судах такой принцип не применяется, говорится в пояснительной записке.
Законопроектом расширяются и полномочия президента, который в случае одновременного выбытия из состава КС нескольких судей сможет вносить на рассмотрение в СФ сразу несколько кандидатур на должности судей.
В КС не стали комментировать законопроект: по словам сотрудника пресс-службы, суд не имеет права давать комментарии по законам, которые потом могут попасть в него на рассмотрение.
Степан Опалев, Анастасия Михайлова, Светлана Бочарова