Ф.Бондарчук про злую молодежь, культ смурфов и ”Сталинград” в 3D

В октябре в прокат выйдет военная драма Федора Бондарчука «Сталинград» — первый русский фильм в формате IMAX 3D. Именно он в этом году будет бороться за «Оскара» от России. О новой ленте, о том, для кого снимать зрелищные фильмы на серьезные темы, нужно ли бороться с эпидемией смурфов, а также о пленочных слезах, отцовских технологиях, летающих семенах, «Игре престолов» и раздутом «кинопузыре» режиссер рассказал корреспондентам РБК Кириллу Сироткину и Александре Федотовой.

&nbsp

Вы сняли первый российский IMAX3D-фильм. Почему решили работать в таком формате?

Александр Роднянский (продюсер фильма) часто вспоминает фразу, которую я обронил в начале съемочного пути: «Хочется снять картину, которую сам никогда не видел». Если бы не было амбициозной задачи показать историческую военную драму в формате, который раньше использовался только на территории развлекательного жанра, я бы, наверное, не стал снимать этот фильм.

Художнику смерти подобно говорить такое. Добровольно признаться в том, что для тебя форма первична?! Но форма «Сталинграда» для меня — в первую очередь глубокое погружение, зрительское соучастие, возможность максимально детально передать мироощущение ноября 1942г. Когда я услышал, что Алексей Попогребский снимает артхаусную картину в 3D, меня это дико заинтересовало, и я с нетерпением жду, что из этого получится! Кино сегодня — территория абсолютно живая для подобного рода экспериментов.

Расскажите про сценарий «Сталинграда», есть ли у него литературный источник?

Первоначально у нас была идея экранизировать «сталинградскую» часть романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», в итоге в сценарии осталось многое — не сюжетообразующие элементы, а характеры, женские линии, пересечения тем. Оттолкнувшись от романа, Илья Тилькин, наш автор, принес трехактную оригинальную историю, из которой в результате получился наш сценарий. В финале мы отказались от 100-процентной экранизации В.Гроссмана, но в титрах упоминаем, что писали сценарий, в том числе и по главам его великого романа. Также при подготовке сценария использовали десятки часов интервью, которые мы записали в Волгограде с ветеранами и «детьми Сталинграда», нон-фикшен как советский, так и немецкий.


Фото Кирилла Сироткина, РБК

Каков бюджет фильма?

30 миллионов долларов.

Насколько он окупится по вашим расчетам?

На сегодняшний день Sony Pictures расписала картину на 1500 копиях, они же занимаются подписанием контракта по прокату «Сталинграда» в Китае. Есть предложение на 3200 копий, надеемся, что будет больше. В России «Сталинград» выйдет 10 октября, в Китае
— 1 ноября. Если все сложится, надеюсь, прокатом мы останемся довольны.

А интерес со стороны Запада к фильму есть?

До конца года «Сталинград» выйдет в Америке.

Как убеждали западных продюсеров в перспективах «Сталинграда» в международном прокате?

Не работают слова на Западе. Русское кино, как и любое иностранное, на экраны там практически не попадает. За последнее годы всего три иностранных фильма получили широкий прокат в США — «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Артист» и «Герой». Поэтому никакие слова и убеждения не работают, надо показывать картину.

Если бы не было зарубежного проката, смогло бы окупиться подобное кино за счет российского зрителя?

Если у фильма хороший «сарафан» и картина в прокате стоит не одну неделю, шансы есть.
Пока российским крупнобюджетным картинам сложно окупаться в национальном прокате — примеров единицы. Ответ на вопрос — показатель выработки на копию. «Девятая рота» собрала на 300 копиях в СНГ 27 млн долл., выработка на копию — 49 тыс. долл. — фантастические показатели. У нас неокрепшая индустрия, около 3500 экранов на 140 млн человек, а бюджет — 30 млн долл. Из-за гигантской конкуренции у российских картин очень короткий прокатный период. Можно сказать, что такое кино лучше не снимать вообще, если это проблематично даже с математической точки зрения. Но мир сейчас так стремительно меняется, что можно и нужно думать о международном прокате, а не только о национальном.

В России есть твердое убеждение, что каждый американец судит о войне только по фильму «Спасти рядового Райана» и уверен, что США в одиночку выиграли Вторую мировую. Вы ставили задачу изменить это мнение?

У меня нет таких глобальных целей — объяснить что-то нации, научить и поучать кого-то.Я ставил перед собой задачу снять кино, которое может тронуть в первую очередь российского зрителя.

На какую аудиторию для фильма рассчитываете?

На ту, которая ходит в кинотеатры — 12-25 лет. Надеемся, что и взрослые люди придут, как было с «Девятой ротой», но я отчетливо понимаю, кто ходит в кино. Другой аудитории у нас пока нет.

IMAX — это попытка достучаться до молодой аудитории?

Фильм по-другому сделан визуально. Это история 70-летней давности, военная драма, такого фильма в 3D и в IMAX еще не было, там же в основном развлекательное кино — научно-фантастическое, комиксы, мультфильмы. Формат IMAX3D — выдающийся инструмент для кинематографиста, мечтающего стереть грань между зрительным залом и экраном. Я его фанат, мне жутко нравится этот мир, это пространство, оно меня увлекает как художника, мне интересно каждый раз открывать для себя детали и подробности своего же изображения. С одной стороны, это новые технологии, а с другой — возврат к старой классической школе, описанной во всех учебниках.


Кадр из фильма «Сталинград»

А визуальный аттракцион не будет затмевать историю?

По трейлерам «Сталинград» сейчас воспринимают как шутер, аттракцион, и я очень этому рад. То, что на самом деле зритель увидит на экране — совсем не про «стрелялку» и совсем не про визуальный аттракцион. Это про соучастие, про сильное эмоциональное подключение.

Если сделано все корректно, качественно и умно, ты должен забыть про 3D-очки через 10-15 минут и оказаться в ноябре 1942г. в Сталинграде. Это фильм не про летающие кирпичи и «пугалки».

Новые технологии как-то изменили сам процесс съемки?

На этом проекте я попрощался с пленкой и плакал. Я стоял в лаборатории с оператором Максимом Осадчим. Он говорит: «Похоже, все». «То есть мы уже не будем с тобой на пленку снимать?», — спрашиваю, а он отвечает: «Похоже, да. Только цифра». Это ужасное, грустное и странное ощущение.

Мы отдельно создавали атмосферу Сталинграда 1942 года. В воспоминаниях немецких летчиков я прочитал, что Сталинград так горел, а мороз был такой сильный, что сразу же прибивал всю эту копоть, и над городом образовался крест из дыма. Немецкие пилоты говорили, что этот крест — знак, и город скоро падет. Мы придумали машины, которые создали нам атмосферу из пепла, пыли и копоти. Стерео дает невероятную глубину, как будто ты внутри изображения. В «Аватаре» были кружащиеся и святящиеся семена дерева Эйвы — это удивляло и погружало аудиторию в фантастический мир Пандоры, а мы хотели погрузить зрителя и заставить испытать страх от реалистичного мира, который попытались максимально детально воссоздать — мира Сталинграда ноября 1942 года.

Я не договорил с отцом, у меня взрослых разговоров с ним было всего год-два. Если что-то хотелось повторить у Сергея Федоровича, то это сцена пожара Москвы — в «Войне и мире» она меня завораживала! Я не мог понять, как она получилась, как они это сняли! Позвонил Владимиру Николаевичу Досталю, который в то время работал вторым режиссером на «Войне и мире», и спросил, как они это делали, как атмосферу создавали. Досталь говорит: «Мы жгли бумагу, а пепел разбрасывали ветродуями». Я ответил: «Я тоже жгу бумагу, не получается», а он говорит: «Жги еще».

Вообще весь съемочный период «Сталинграда» — абсолютный восторг. На «Обитаемом острове» каждый день был обморок, а на «Сталинграде» я ехал на площадку и орал песни. Если бы сейчас нашей группе в 250 человек сказали: «Завтра пойдем на декорацию, у нас есть что подснять на месяцок-другой», я думаю, люди, которые сейчас где-то снимаются или снимают, сбежали бы со своих площадок, чтобы продолжить. Это абсолютное счастье. Когда занимаешься любимым делом и получаешь от этого дикое удовольствие, что может быть прекраснее?!

Будет ли интересен фильм старшему поколению? Людям, которые много смотрели и читали про Сталинград, для которых это выстраданная история…

Судя по показам, которые мы сейчас делаем, старшее поколение — более свободное, легкое что ли.

У нас молодежь злая и, как оказалось, консервативная, а пожилые люди надевают очки и идут в них смотреть кино.

И попробуй им предложить посмотреть фильм в 2D — они просто обидятся! Я был этим приятно удивлен. У них нет такого: что можно, что нельзя, у кого есть право снимать, у кого нет. Свободнее они гораздо.

Федор, когда Вы погрузились в фантастический мир с новыми технологиями, не возникало мыслей о том, куда движется кино?

Вы не представляете количество яростных разговоров в кинематографическом мире и обсуждений с пеной у рта, что же будет дальше, убьют ли технологии кинематограф, какое кино останется. 6-й канал, саббуфер, уже ставят прямо в кресла почти во всех новых кинотеатрах. Ты уже не пишешь, что у тебя 4D или 5D. Это просто есть. Это распространится на просмотр всех картин. Кто-то может этот эффект отключить: не трогайте моего зрителя, я не хочу на него физиологически влиять, не помогайте мне. А другие скажут, что им нужен дополнительный эффект присутствия, чтобы зритель сидел не в кинозале в Екатеринбурге, а в Британии в 14-м веке.

Как Вам кажется, вытеснит ли это традиционное кино, как цветные фильмы в свое время вытеснили черно-белые?

Я не присутствовал, конечно, при спорах про черно-белое и цветное кино, но из истории все знают, что Эйзенштейн от руки раскрасил флаг в «Броненосце «Потемкине», все знают, что такое трехцветный «Иван Грозный». Можем вспомнить размышления Чарли Чаплина, что его кино закончилось с появлением звука. Сам я был свидетелем появления Dolby stereo, я уже слышал подобные дискуссии. Сейчас разговоры про 3D те же, интонация та же. Кирилл Серебреников рассказывал, что у него целый проект перезаписи музыки Чайковского для будущей картины, как она будет звучать в современных кинозалах. Так мы откроем нового Чайковского, и 12 летний парень скажет: «Вау! Что это такое? Это не «Годзилла».

Мы хотим предложить разговор на серьезную тему, на языке понятном сегодняшнему зрителю. И это совсем не значит, что я подстраиваюсь под аудиторию, скорее этот разговор мне самому интересен.

Сейчас культ смурфов — дети сходят по ним с ума. Но не могут быть смурфы, бэтмены и трансформеры везде! Кинотеатры превратятся в аттракцион для детей дошкольного возраста.


Кадр из фильма «Сталинград»

В последнее время все говорят об упадке российского кинематографа. Как Вы оцениваете ситуацию?

Упадка я не чувствую.

То есть все хорошо?

Нет, не все хорошо, но упадка не чувствую.

Какие основные проблемы российского кино?

Их много. Отсутствие длинного проката. Проблема залов, где бы та же «Елена» могла стоять два-три месяца. Таких кинотеатров почти нет — несколько в Питере, несколько в Москве. Отсутствие кинотеатров в малых городах. Проблема по-прежнему в образовании, в отсутствии сценарной школы. На самом деле профессиональных режиссеров, которые могли бы разговаривать с большой аудиторией, по пальцам одной руки можно сосчитать.

Должно ли государство дотировать кино, и если да, то какое?

Детское, документалистику, дебюты, фестивальное, экспериментальное, учебное, студенческое во всех киновузах.

Вместе с другими деятелями культуры Вы подписали антипиратское письмо президенту. Верите в успех этой кампании?

Я верю в то, что надо что-то делать. Состояние стопроцентного пиратства в России мне кажется не правильным.

Но ведь пиратство решает одну из названных Вами проблем — делает такие фильмы, как «Елена», более доступными для жителей небольших городков, в которых, как Вы отметили, нет кинотеатров. А так можно увидеть это в интернете.

Причем здесь размер города? Если есть интернет, «Елену», как и все остальные фильмы, можно посмотреть на легальных платформах в любой деревне. Безусловно, этот закон требует большого количества дополнений и усовершенствований. Но вообще ничего не делать на этом пространстве — неправильно и нецивилизованно. А внимание и агрессивные комментарии общественности к антипиратскому закону лишь способствуют привидению его в комфортное состояние.

Все так быстро произошло… Мы очнулись в один момент и решили: а давайте поборем пиратство завтра! Вот именно завтра.

А Вы сами как смотрите кино?

Я не скачиваю.

Если вернуться к теме взаимодействия с телевидением, сейчас в тренде сериалы. Как Вы к этому относитесь?

Мир действительно изменился. Первое, что тебе предлагают, не фильм, а сериал.

А Вы сами смотрите какие-нибудь сериалы?

К сожалению, да. К сожалению — потому что это разбитые дни после бессонных ночей. Мне очень важно знать, начнут войну драконы или нет в третьем сезоне. Я не могу без этого, мне обязательно надо знать, что будет дальше.

А когда в России появятся качественные сериалы вроде «Игры престолов»?

«Игры престолов» и для HBO скорее исключение. Он дорогой. И это тоже к вопросу о пиратстве. Во-первых, наш рынок очень локальный, мы радуемся продажам на Украину, тогда как те же «Игры престолов» смотрят и покупают во всем мире. Во-вторых, объем денег другой, объем рекламного рынка другой. PTV, VOD, платные премьерные каналы типа HBO у нас пока совсем не развиты. А качественные сериалы в России стали появляться. Когда приходишь на студии, тебе говорят: «Мы абсолютно свободны и открыты. Если принесете сценарий сериала про любовь красной звезды и конька под водой, если это будет увлекательно — пожалуйста». Там нет границ. Сегодняшние сериалы — это жутко интересно.

В последние годы страна проснулась от спячки, происходит множество событий. А кого Вы считаете героем нашего времени?У Вас не было идей снять что-нибудь про сегодняшний день?

Если все получится, сниму «Код Дурова».

А кого Вы считаете героем нашего времени?

Математика Григория Перельмана. Дениса Свердлова, создателя Yota. Тот же Павел Дуров, кто он — герой или антигерой? Для меня Олег Тиньков герой нашего времени. Это проблема не времени, а художника — убедительно и увлекательно рассказать о нем.

«Код Дурова» будет пересекаться с фильмом «Социальная сеть»?

Нет. Думаю, рано пока рассказывать, но сценарий фильма будет не стопроцентно по книжке. «Код Дурова» — байопик, сценарий немного другой. Это в большей степени рассказ о времени, тогда как в финчеровском фильме во главе угла стоит Марк Цукерберг.

А Вы с Павлом Дуровым знакомы?

Да. Я пересекался с ним в Санкт-Петербурге.

О фильме говорили?

Нет. Думаю, он вряд ли будет говорить, но я попробую.

В обществе случилось некое разделение. Среди оппозиционно настроенных — люди, по книгам которых Вы снимаете фильмы, люди, для которых Вы делали клипы, Ваша супруга в свое время выходила на Болотную площадь. Вы же остаетесь членом «Единой России» и считаетесь видным сторонником власти. Как последние два года отразились на Вашей позиции?

А можно мы про политику сейчас не будем говорить? Готов встретиться и поговорить после 2 октября, после премьеры.

Смотреть видео