Главного борца с коррупцией МВД России сдали бывшие подчиненные

Бывший начальник ГУЭБ и ПК МВД России Денис Сугробов

Басманный суд Москвы в четверг выдал санкцию на арест бывшего начальника главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) МВД России Дениса Сугробова. Следствие просило о заключении его под стражу, так как он подозревается в тяжких преступлениях.

Судья Наталья Дударь посчитала невозможным избрать более мягкую меру пресечения и оправила высокопоставленного полицейского в СИЗО. Он стал 13-м фигурантом дела в отношении сотрудников ГУЭБ и ПК. Как и его подчиненным, Сугробову вменяются провокация взятки работникам ФСБ, девять эпизодов превышения должностных полномочий и создание преступного сообщества. В суде следователь и прокурор настаивали на аресте полицейского, утверждая, что в противном случае Сугробов скроется от суда и следствия или окажет давление на свидетелей.

Еще в феврале 2014г. в следственные изоляторы попали подчиненные Сугробова, в том числе его заместитель генерал МВД Борис Колесников и начальник отдела «Б» (борьба с экономическими преступлениями) Салават Муллаяров. Кроме них, под арестом оказались подполковник Алексей Боднар, майор Иван Косоуров, оперативники Михаил Назаров и Сергей Борисовский, а также нигде не работающие Сергей Пирожков и Руслан Чухлин. Тогда же, в феврале, генерал Сугробов подал в отставку, но на протяжении еще двух с половиной месяцев после того, как разгорелся коррупционный скандал, оставался на свободе. Задержан он был по дороге в Москву из Астраханской области, откуда ехал с семьей, по официальным данным, из-за того, что игнорировал повестки на допросы. «Сугробову неоднократно предлагалось прийти в качестве свидетеля к следователю и дать показания по делу против его бывших подчиненных. В тот момент у нас были только подозрения о его причастности к этим преступлениям», — сообщил РБК источник в СК. Но сейчас Боднар и Косоуров дали показания против бывшего шефа, сказал он. Сейчас в рамках этого дела под стражей находятся 13 человек.

Генерал-пенсионер

Сугробова доставили в суд под конвоем. Он был одет в серую спортивную толстовку и синие джинсы. Его сопровождали два адвоката. В зале среди журналистов сидела его жена и около десятка сослуживцев. Сверив анкетные данные 37-летнего генерала Сугробова, отца пятерых малолетних детей, вышедшего на пенсию за выслугу лет, судья Наталия Дударь начала зачитывать ему права. «Я сам имею высшее образование», — сообщил полицейский, добавив, что знает свои права.

Закончив с формальностями, судья передала слово следователю. Тот рассказал, что Сугробов подозревается в тяжких коррупционных преступлениях. По данным следствия, с января 2013г. по февраль 2014г. он, используя свои должностные полномочия, вовлек в преступную организацию своих подчиненных, которые занимались оперативно-разыскной деятельностью. «Сугробов осуществлял общее руководство преступным сообществом, распределял роли и организовал совершение не менее десяти преступлений против интересов власти и правосудия», — рассказал следователь.

Суть обвинений следователь в суде не озвучил. Но из дел подчиненных Сугробова известно, что речь идет о провокации взятки и девяти эпизодах превышение служебных полномочий. По версии следствия, высокопоставленный полицейский и его подчиненные, в том числе его заместитель Колесников и Муллаяров, осенью 2013г. пытались спровоцировать на получение взятки заместителя начальника управления собственной безопасности ФСБ Игоря Демина. Провокатором выступал их соучастник — бывший сотрудник ГУЭБ и ПК Руслан Чухлин. Представившись сотрудником службы уборки помещений, Чухлин предложил Демину платить 10 тыс. долл. в месяц за то, чтобы он крышевал его бизнес. Чухлин был задержан 14 февраля в одном из ресторанов на Покровке, когда пытался передать чекисту деньги. Позднее под стражу попали еще 11 человек.

Выступая в суде, следователь просил арестовать генерала. Он утверждал, что в противном случае Сугробов может скрыться от суда и следствия, либо использовать свои служебные связи и навыки оперативной работы, чтобы оказать давление на свидетелей или уничтожить доказательства. «Причастность Сугробова подтверждается материалами оперативно-разыскной деятельности, записями телефонных переговоров и показаниями других соучастников», — отметил следователь. Его поддержал прокурор Павел Филипчук.

Против ареста возражали адвокаты полицейского и сам Сугробов. Он считает причину, по которой обвинители настаивают на его аресте, надуманной. По его словам, он был задержан на посту ГИБДД на границе Волгоградской и Астраханской областей. В Астраханской области он был на отдыхе с женой и 12-летний сыном, о чем неоднократно предупреждал следствие и даже посылал телеграмму с местного почтамта. 7 мая он выехал в направлении Москвы, так как собирался показать сыну Мамаев курган, а 9 мая посетить Парад Победы, но был задержан.

В суде адвокаты генерала предложили внести за подозреваемого залог в 5 млн руб. «Я хочу вас заверить, что никаких противоправных действий я не совершал. Я и мои сотрудники честно работали во благо интересов нашей Родины», — уверял Сугробов. Но тут же добавил, что по большому счету в деятельность оперативных сотрудников он не вникал и многих из них не знал лично. Общался он со своими заместителями, которые не информировали его обо всех деталях. Сугробов попросил огласить в суде материалы прослушки из его кабинета, чтобы подтвердить его невиновность. Судья Дударь удовлетворила просьбу, но попросила всех зрителей, журналистов и родственников выйти из зала. Оглашение материалов проходило в закрытом режиме.

Ознакомившись с документами, судья удалилась в совещательную комнату для принятия решения. Вернувшись, она постановила арестовать генерала Сугробова.

Организатор преступного сообщества

По мнению собеседника РБК в СКР, информация о причастности Сугробова к расследуемому преступлению была изначально, но для его задержания не хватало доказательств. «Его арестованные подчиненные на него не указывали и все хором твердили о своей невиновности. Сейчас ситуация поменялась, они поняли, что дело не будет спущено на тормозах и заговорили, чтобы не оказаться крайними», — рассказал источник РБК в Следственном комитете России.

«Формальным основанием для ареста стало то, что Сугробов не являлся на допрос. Но, как я предсказывал, это дело — многоэпизодный скандал, который будет только набирать обороты и вбирать в себя все новых и новых людей», — прокомментировал РБК ход дела депутат Госдумы Александр Хинштейн. По его мнению, арест Сугробова объясняется тем, что его подчиненным предъявлены обвинения в должностных преступлениях, которые совершались с ведома и санкций генерала. «Без Сугробова не получается состава ст.210 (преступное сообщество), — пояснил депутат. — Все санкции подписывал Сугробов».

Хинштейн не связывает уголовное дело Сугробова и его коллег с их участием в оперативном сопровождении громкого дела о коррупции в аффилированным с Минобороны ОАО «Оборонсервис»» или какой-то политической подоплекой. «Это все линия защиты: адвокаты пытаются создать картину, что чекисты и Следственный комитет обрезали крылья бескомпромиссным борцам с коррупцией, и апеллируют к делу Сердюкова (бывшего министра обороны. — Примеч. РБК). В этом деле никакой резонансной разработки нет», — уверен Хинштейн. По мнению депутата, уголовное преследование сотрудников ГУЭБ и ПК вряд ли повлияет на те дела, оперативное сопровождение которых вели работники отдела. Коллеги Сугробова вели оперативное сопровождение не только по делу ОАО «Оборонсервис», они занимались разработкой мэра Ярославля Евгения Урлашова, замдиректора Московского научно-исследовательского института им.А.Герцена Сергея Безяева и ряда других громких дел.

Кремлевская версия

«Сугробов просто зарвался, у нас есть информация, что он себя даже будущим министром видел. Офицер он неплохой, но из молодых да ранних, почувствовал вседозволенность», — сообщил РБК источник в ФСБ. Стремительной карьерой Сугробов обязан родственным связям с начальником контрольного управления президента РФ Константином Чуйченко, который они женат на родной сестре жены генерала, уверен собеседник РБК. «Чуйченко — однокурсник по ЛГУ премьер-министра Дмитрия Медведева и один из его ближайших друзей. По нашим данным, Чуйченко не стал защищать Сугробова, поняв, насколько сильно тот вляпался», — отметил оперативник ФСБ.

Чуйченко — один из немногих чиновников, кто после ухода с поста президента Медведева и возвращения Владимира Путина в Кремль сохранил свой пост.

Собеседник из ФСБ отверг предположение о том, что Демин, которого провоцировали на взятку полицейские, считался очень важной фигурой и только из-за этого появилось это громкое дело.

«На месте потерпевшего Демина мог оказаться любой другой сотрудник, и события развивались бы точно таким же образом», — сказал он. «Тут дело принципа: полицейские совершенно потеряли связь с реальностью, им показалось, что они могут посадить или развести на деньги любого в этой стране», — подчеркнул источник.

Но в МВД совсем иначе смотрят на происходящее. «Это просто месть за то, что наши посмели усомниться в честности чекиста. Изначально Демин активно шел на переговоры, хотя мог сразу отшить людей, обратившихся к нему. И только поняв, что это разработка, соскочил и включил «обратку»», — считает источник РБК в МВД. «Организация преступного сообщества — это что-то вообще за гранью понимания. Полицейских за выполнение своих служебных обязанностей обвиняют в том, что они — ОПГ. Тогда еще надо уточнить, что вооруженная ОПГ, поскольку полицейские имели право ношения и применения оружия», — возмущается коллега задержанных полицейских.

Анастасия Михайлова, Иван Петров