В Москве в рамках уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере арестован экс-сенатор и владелец ЗАО «Ливиз» Александр Сабадаш. Об этом 7 мая сообщает «Фонтанка.ру». Сабадаш арестован на два дня по запросу следователя Следственного комитета. На момент выхода заметки РБК не удалось получить комментарий от СК.
По информации издания, Сабадаш проходит подозреваемым по трем уголовным делам, которые были возбуждены СК в феврале. Они касаются механизмов незаконного возврата НДС через подконтрольные бизнесмену компании. Ущерб по трем делам оценивается в 1,8 млрд руб.
Особый интерес Следственного комитета вызывает компания «ЭС Контактстрой». В начале апреля ее гендиректор Елена Бевза была также задержана сотрудниками СК. Ее обвиняли в незаконном возврате НДС из бюджета на основе выполненных работ на заводе «Выборгская целлюлоза», которым владеет Сабадаш через британский офшор «Алцем Лимитед».
В рамках этих уголовных дел служащие СК в Петербурге и сотрудники УФСБ по Петербургу и Ленинградской области провели выемки в банке «Таврический». В Москве были проведены обыски в нескольких налоговых инспекциях, в том числе в кабинете заместителя УФНС Москвы Ольги Черничук.
Сабадаш был заметной фигурой на российском алкогольном рынке в 90-х и начале «нулевых» годов. С его именем связывали поставки в Россию спирта Royal и произведенной в Польше водки Absolut. В 1997 году Сабадаш стал собственником ЗАО «Ливиз» — крупнейшего ликеро-водочного завода в Санкт-Петербурге. В 2008 году ЗАО «Ливиз» подало заявление о банкротстве и находится в состоянии конкурсного управления. Основное производство компании было переведено на два новых завода, принадлежащих ООО «Ливиз», чьим владельцем является зарегистрированная в США Maxxim Distribution Inc На «Ливизе» производится водка под брендами «Дипломат», «Наша водка», «Санкт-Петербург», «Шамбала» и «Водка №1″. По данным Росстата, в 2013 году «Ливиз» произвел 712 тыс. дал водки, что составило 0,83% от общероссийского объема производства.
В апреле 2012 года владелец Coalco Василий Анисимов рассказал РБК, что с 2010 года не является владельцем алкогольных активов, которые ранее приписывались ему. По его словам, этот бизнес был для него непрофильным, поэтому он уступил заводы «профессионалу на алкогольном рынке» Александру Сабадашу. Тогда же эту информацию РБК подтвердил и сам Сабадаш, который таким образом неожиданно для экспертов и участников алкогольного рынка оказался собственником предприятий, выпустивших, по данным Росстата, в 2011 году почти 14% всей водки в стране (11,9 млн дал). Речь шла об акциях 11 алкогольных заводов, которые Анисимов приобрел в декабре 2009 года у ВТБ. Ранее они принадлежали ФГУП «Росспиртпром», однако были переданы банку в качестве погашения долга в размере 5 млрд руб. Фактически Анисимов стал владельцем семи действующих предприятий, в том числе московского «Кристалла». Остальные четыре завода на момент передачи находились в состоянии банкротства и ликвидации.
Анисимов также считался владельцем крупной дистрибьюторской структуры — Восточно-Европейской дистрибьюторской компании (ВЕДК). Комментируя раскрытие сделки, Сабадаш заявил, что планирует сохранить контроль над шестью ликероводочными заводами: Астраханским, Ярославским, Великоустюгским, Иткульским, Череповецким и смоленским ЛВЗ «Бахус». При этом он не исключил, что «часть активов будет продана потенциальным инвесторам». По данным СПАРК, владельцем всех этих активов, включая ВЕДК, является кипрская Rogen Enterprises Ltd. Ее бенефициары не раскрываются.
Сообщение об аресте Сабадаша стало неожиданностью для сотрудников из офиса «Ливиза». «Впервые от вас это слышу», — заявил менеджер компании, на просьбу о комментарии для РБК.
По словам владельца креативного агентства Kaufman Станислава Кауфмана, осуществляющего разработку и продвижение маркетинговых стратегий для ВЕДК, у Сабадаша в период между праздниками были запланированы деловые переговоры с партнерами из Казахстана. «Как раз сегодня мне говорил один бизнесмен-водочник из Казахстана о том, что не может дозвониться до Сабадаша, — рассказал Кауфман. — Он хотел договориться о розливе своей водки на его заводе, у них была предварительная договоренность о встрече, но в итоге он не брал трубку весь день».
Александр Ратников, Денис Пузырев