У крупного бизнеса есть претензии к законопроекту Минфина о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Вслед за Торгово-промышленной палатой свои замечания готовят в РСПП, сообщил РБК эксперт, участвующий в их подготовке.
Новая для российского законодательства концепция КИК обязывает юридические лица и граждан, в существенной степени (от 10% уставного капитала) владеющих иностранным бизнесом в офшорах, сообщить об этом в налоговые органы и заплатить налоги с нераспределенной прибыли.
Один из основных вопросов – как определять контролирующее лицо, считают в РСПП. «Предлагаемого порога владения в 10% недостаточно даже для получения всей необходимой для отчетности информации. Его необходимо существенно повысить», — говорит источник РБК.
В Торгово-промышленной палате считают, что порог должен составлять 50%. На прошлой неделе ТПП обобщила для Минфина предложения таких компаний как «Русал», СУЭК, АФК «Система», «Норильский никель», «Соллерс», FESCO и «Ренессанс Капитал»
Если сохранить порог на уровне 10%, у компаний возникнут проблемы: собственникам, владеющим миноритарными долями в иностранных активах, могут отказать в получении первичной отчетности. «В большинстве стран ЕС данные записей учетных регистров составляют конфиденциальную информацию компании. Возможны ситуации, когда мажоритарный акционер не будет заинтересован в раскрытии информации какому-то одному акционеру», — предупреждают в ТПП.
Проект Минфина предлагает рассчитывать прибыль контролируемой иностранной компании в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса (Налог на прибыль организаций). «Отчетные периоды в разных странах могут не совпадать, — говорит собеседник в РСПП. — Например, в США финансовый год длится с 1 октября по 30 сентября. Принципы учета и отчетности в юрисдикции, где зарегистрирована компания, также могут серьезно расходиться с российскими правилами».
В 25 главе сроки предоставления отчетности фиксированные, поэтому применять ее в нынешнем виде нельзя, согласен партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
«Необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, позволяющие контролируемым иностранным компаниям уведомлять налоговую службу в сроки, установленные зарубежным законодательством, иначе проект не будет рабочим», — говорит он.
Законопроект Минфина может ударить по развитию зарубежной активности бизнеса и перекрыть пути экспансии российского капитала, предупреждает эксперт РСПП. Если компания ведет активные операции (например, добывает нефть или покупает завод в низконалоговой юрисдикции), то она не должна подпадать под те же ограничения, что и «чисто офшорные структуры, создаваемые для «перекачки» денег».
Необходимо отделить реально работающие компании от фиктивных структур, соглашается Захаров. Для этого в 2010 году власти США приняли акт о стимулировании роста занятости, прописывающий понятные критерии «экономического существа сделки»: сделка существенно меняет экономическое положение налогоплательщика, главное в ней – это не получение налоговой выгоды, а достижение своей бизнес-цели с выгодой. «Все это вполне понятные критерии, от которых нужно отталкиваться и российскому законодателю», — считает юрист.
Крупный бизнес просит государство отложить старт программы по деофшоризации с 2015г. на 2016г. либо предусмотреть переходный период, в течение которого штрафы за нарушения закона о контролируемых иностранных компаниях будут снижены.
На прошлой неделе директор департамента налоговой политики «Русала» Владимир Рунов предложил перенести срок вступления в силу закона о КИК с 2015г. на 2016г.
По его словам, чтобы компании смогли выполнить все требования закона о КИК, требуется дополнительное время. «Желательно предоставить либо отсрочку, либо как минимум нужно предусмотреть переходные правила», — сказал он на обсуждении законопроекта в ТПП. Например, внести изменения в ст.277 «Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)» Налогового кодекса.
«Чтобы в рамках деофшоризации ликвидировать компанию, например, на Британских Виргинских островах, на которой есть активы в других странах, и перевести активы на российскую компанию по 277-й статье, необходимо заплатить 20-процентный налог с прироста активов за все время их существования. Мы предлагаем не платить его в момент реструктуризации, а заплатить тогда, когда компания решит их продавать», — пояснил РБК Рунов.
«Многие в бизнес-сообществе поддержат идею отсрочки применения этих правил до 2016г.», — заявил он. «Очевидно, потребуется введение переходного периода с невзиманием с компаний штрафов в первые годы действия закона (по аналогии с законом о трансферах)», — соглашается эксперт РСПП.
Алиса Штыкина