Ополченцы провозглашенной в воскресенье «Луганской Народной Республики» заняли здания обладминистрации и облпрокуратуры, не встретив сопротивления силовиков. Украинские власти отреагировали на происходящее вяло: милиция не готова стрелять в сепаратистов, признали в Совете национальной безопасности и обороны.
Всеобщий сбор сторонников федерализации в Луганске был объявлен на 14.00 по местному времени (15.00 мск) у здания областного Управления Службы безопасности Украины, захваченного еще 6 апреля и с тех пор удерживаемого вооруженными бойцами оппозиции. В этот час истекал срок ультиматума, который выдвинули члены «народного ополчения».
В минувшие выходные сторонники федерализации объявили на митинге у захваченного здания СБУ о создании суверенного государства — «Луганской Народной Республики», а в понедельник «народный губернатор» Валерий Болотов провозгласил, что «переговоров с хунтой больше не будет». Взявшие под контроль оружейные арсеналы СБУ выдвинули ультиматум: немедленное освобождение всех арестованных по обвинению в сепаратизме, организация референдума о самоопределении Луганской и Донецкой областей, наделение русского языка статусом государственного, а также отмена повышения цен и тарифов.
Как передает украинское информагентство УНИАН, выдвинувшись от здания Управления СБУ, около 3 тыс. человек окружили здание Луганской гособладминистрации, а затем взяли его штурмом, использовав дымовые шашки.
Сепаратисты назвали произошедшее «непроизвольным силовым захватом здания». «Мы планировали войти сюда мирно, но милиция не хотела нас пропускать. Никто не пострадал, есть мелкие порезы и только», — заявил РИА «Новости» один из представителей «Народного ополчения» Алексей Карякин. Над обладминистрацией поднят флаг России. Под одобрительные выкрики активисты порвали портрет и.о. президента Украины Александра Турчинова.
Бойцы Национальной гвардии, которую украинские власти начали формировать в марте из добровольцев, не стали сдерживать нападавших. Заблокированные во внутреннем дворе захваченной обладминистрации, около 150 гвардейцев повязали георгиевские ленточки. Часть из них передавать захватчикам оружие отказалась — было оговорено, что оно будет сдано в одну из частей Внутренних войск МВД Украины в Луганске. Сторонники федерализации гарантировали, что оно не будет разграблено. После этого гвардейцы покинули здание ОГА под приветственные крики собравшихся.
Сепаратистами также было захвачено здание областной прокуратуры. Была предпринята и попытка захвата Луганской областной телерадиокомпании — здание телекомпании занимать не будут в обмен на предоставление прямого эфира. В Донецке местный телецентр был занят повстанцами в воскресенье — захватчики отключили вещание украинских телеканалов и восстановили в эфире российские телекомпании, чья трансляция на Украине была запрещена 25 марта решением Киевского Окружного административного суда.
Управление МВД по Луганской области обезопасило себя иным образом: назначенный только в начале апреля глава ГУМВД Владимир Гуславский написал рапорт об отставке, взяв с протестующих обязательство не занимать здание главка, передает луганское издание «Обзор».
Украинские власти на происходящее в Луганске отреагировали вяло. Глава МВД Арсен Аваков в настоящее время находится в Лондоне — на него возложена задача по возвращению капиталов, вывезенных из страны окружением отставленного президента Виктора Януковича. Только в Россию, как заявил в понедельник и.о. генпрокурора Украины Олег Махницкий, команда экс-президента вывезла 32 млрд долл. По его словам, на просьбу Украины о содействии в деле возвращения активов из зарубежных стран уже откликнулись Австрия, Лихтенштейн и Швейцария, но не Россия.
Между тем Аваков впервые не исключил, что в связи с событиями в восточных областях Украины назначенные на 25 мая президентские выборы могут состояться не во всех регионах. По словам министра, кризисную ситуацию на Украине нельзя разрешить силой: в интервью Русской службе «Би-би-си» он подчеркнул, что властям необходимо продолжать диалог с людьми, «шокированными революцией». Но из слов замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Виктории Сюмар можно сделать вывод, что миролюбие властей — скорее вынужденное.
«Угроза для жизни и здоровья людей очень серьезная, и мы видим, что фактически правоохранительные структуры не готовы действовать, то есть стрелять на поражение при защите объектов», — заявила она на брифинге для журналистов.
Антитеррористическая операция, начатая по указанию и.о. президента Александра Турчинова 13 апреля и уже несколько раз приостанавливавшаяся, застопорилась. Накануне сообщалось о боестолкновении в Краматорске, который также перешел под флаг «Донецкой Народной Республики», а вечером во вторник — о перестрелке в другой «горячей точке», Славянске. На штурм силовики не идут, доступ на контролируемые сепаратистами территории также практически неограничен: в воскресенье Славянск посетил кандидат в президенты Олег Царев, позиционирующий себя как «кандидат Востока». Не предприняли спецслужбы попыток освободить семерых военных инспекторов ОБСЕ, содержащихся в плену в Славянске, или трех офицеров СБУ, которые там же в воскресенье были захвачены повстанцами.
«Антитеррористическая операция превратилась в фарс, — еще накануне прокомментировал у себя в Facebook украинский военный эксперт Дмитрий Тымчук. — Как ни прискорбно осознавать, у нас та же картина, что и у нашего противника — россиян, в ходе последних конфликтов, развязанных Россией на Кавказе. Пока высшее руководство «сливает» все, что может, ответственность в противостоянии ложится на плечи командиров среднего звена».
На этом фоне эксперты и политики требуют расширения полномочий СБУ и МВД по применению огнестрельного оружия. Силовики должны иметь право «без колебаний стрелять на поражение», чтобы не находиться «в неравных условиях с российскими диверсантами», заявил «ПрессОрг» глава Центра исследования армии конверсии и разоружения Валентин Бадрак. К «ликвидации террористов» призывает и лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок, не удовлетворенный ходом антитеррористической операции.
При этом часть требований, выдвигаемых сепаратистами, власти готовы удовлетворить, поскольку они сообразуются с договоренностями, заключенными 17 апреля в Женеве между главами дипломатий Евросоюза, России, США и Украины. В частности, не совершившим тяжкие преступления сторонникам самоопределения восточных регионов обещана амнистия: соответствующий законопроект внес в Верховную раду кабинет министров Арсения Яценюка.
Также более четкие очертания приобретают и разговоры о референдуме по государственному устройству Украины. Губернатор Донецкой области Сергей Тарута по итогам переговоров в Киеве заявил, что «референдум необходим» и он может пройти не 11 мая — как настаивают сепаратисты — и не 25-го, в день президентских выборов, а 15 июня. «Для этого необходимо принятие соответствующего решения Верховной рады, должен быть специальный закон и он должен быть принят», — отметил он. Такой же позиции придерживается Сергей Соболев, и.о. председателя парламентской фракции партии «Батькивщина», крупнейшей в Раде. По его оценке, законодатели могут начать рассматривать этот вопрос 11-12 мая.
Александр Артемьев