Минэкономразвития поможет бизнесу оспорить высокую кадастровую стоимость земли и зданий. Если правительство и Госдума поддержат поправки министерства, бизнес сможет по решению суда снизить налог на имущество компаний, причем задним числом. РБК ознакомился с поправками, которые в ближайшее время будут внесены в правительство.
Оценка за год
Сейчас Федеральная налоговая служба перерассчитывает налог на имущество по сниженной стоимости, но только со следующего (за спорным) налогового периода, рассказал РБК директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин. Поправки Минэкономразвития в закон об оценочной деятельности предусматривают возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения споров, сообщили в пресс-службе министерства: «Налоговый период будет считаться по тому году, в котором было подано заявление».
По словам Варварина, речь идет о годовом периоде: если суд установил новую стоимость в этом году, то и применяться она должна в этом же году. И налог, таким образом, будет перерассчитан за «спорный» год.
«ОПОРА России» считает, что было бы хорошо дать решениям судов более длительный период обратного действия, иначе высокая кадастровая стоимость сильно ударит по малому бизнесу. «Что делать с периодом 2012-2014гг.? — спрашивает член президиума «ОПОРА России» Алексей Небольсин. — Сейчас куча исков застряла в судах, только в Москве их около 1,5 тыс. Будет ли это решение иметь обратное действие? Если нет, то для многих бизнесменов это равносильно смерти». По его словам, разница между рыночной и кадастровой оценками — миллионы рублей в арендной ставке и налоговой нагрузке.
Законопроект повышает и минимальный предел срока пересмотра кадастровой оценки до трех лет, сообщили в Минэкономразвития. Действующий срок в один год слишком короткий для бизнеса, говорят представители бизнеса. В том числе и потому, что не получается планировать налоговые платежи по земельному и имущественному налогам. Раньше кадастровую стоимость земли пересматривали как раз в трех-пятилетний срок, вспоминает зампред экспертного совета «Деловой России» Сергей Качаев.
Долгий путь в суд
Отдельную проблему для бизнеса представляет досудебная процедура урегулирования, которую планируется сделать обязательной. Об этом «ОПОРА России» писала министру экономического развития в этом месяце (письмо есть у РБК). Комиссии, куда надо обращаться за пересмотром оценки, по закону, создаются тем же органом, который осуществляет функцию по кадастровой оценке в регионе. Бизнес указывает на конфликт интересов. Предприниматели предлагают изменить порядок формирования комиссии и принятия решения (сейчас оно может быть только единогласным).
«Сегодня представителей государства большинство, и они не заинтересованы в признании кадастровой оценки недействительной. Чем выше кадастровая стоимость, тем больше предприятие платит налог», — соглашается Варварин.
Согласно поправкам Минэкономразвития, количество чиновников в комиссии предлагается сократить до 50%. Но и этого мало, указывают и в «ОПОРА России», и в «Деловой России».
«Простое введение предпринимателей и экспертов в состав комиссии ничего не решит, — говорит Сергей Качаев. — Необходимо пересмотреть процедуру так, чтобы решение принималось большинством голосов. Иначе чиновники будут блокировать досудебный пересмотр оценки. По действующим правилам она должна автоматически признаваться завышенной, если разница с рыночной составляет более 30%. В своем приказе от 4 мая 2012г. Минэкономразвития обязывает комиссии в этом случае приравнивать кадастровую стоимость к рыночной. Но этого не происходит: некоторые члены комиссии воздерживаются от принятия решения, делая невозможным пересмотр», — приводит пример представитель «ОПОРА России».
Выяснить позицию Минфина и Федеральной налоговой службы РБК в пятницу не удалось.
Алиса Штыкина, Елена Малышева