Сенаторы предложили не считать критику СССР реабилитацией нацизма

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас

Сенаторы во главе с председателем комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андреем Клишасом выступили против законопроекта о реабилитации нацизма, разработанного в Госдуме под руководством Ирины Яровой. Они внесли во вторник в нижнюю палату свой вариант поправок, расширяющих понятие «экстремизм», но не предусматривающих наказания за осуждение действий СССР во время Второй мировой войны.

4 апреля нижняя палата парламента единогласно приняла в первом чтении аналогичный законопроект, разработанный группой депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Яровой. Депутаты рассчитывали до Дня Победы внести в Уголовной кодекс новую статью — о противодействии нацизму, предусматривающую наказание в том числе за распространение ложных сведений о действиях СССР во время Второй мировой войны.

Проект Клишаса, его заместителя Константина Добрынина и еще 24 сенаторов не предполагает изменений в уголовном законодательстве. Он лишь расширяет понятие «экстремистская деятельность» в федеральном законе о противодействии экстремизму и включает в него реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников.

Таким образом, реабилитация нацизма подпадает под существующие статьи УК — 280-ю (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, наказание — штраф до 300 тыс. руб. либо лишение свободы до пяти лет) и 282.2-ю (организация деятельности экстремистской организации, наказание — штраф до 200 тыс. руб. либо срок до двух лет).

В строгости наказания поправки сенаторов почти не отличаются от законопроекта Яровой, который предусматривал наказание в виде штрафа до 300 тыс. руб. и до трех лет лишения свободы. Существенно отличаются эти проекты в определении того, что считать реабилитацией нацизма. Сенаторы предлагают не включать в это понятие осуждение или распространение ложных сведений о действиях СССР во время Второй мировой войны. Более того, они не распространяют действие закона на научную, литературную, художественную и иную творческую деятельность.

«Допускается воспроизведение нацистских атрибутики и символики в рамках художественных или научных произведений, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события, а также отображающих культовые обряды, традиции с использованием знаков геральдической символики различных государств, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской», — говорится в проекте.

Как пояснил один из работавших над документом юристов СФ, закон, к примеру, не запрещает распространения информации о нацизме в СМИ, если она не носит оправдывающий характер. Однако расширение понятия «экстремизм» увеличивает список причин, по которым СМИ могут получить предупреждение (ст. 6 закона «О противодействии экстремистской деятельности»), которое при повторе влечет закрытие издания.

Но и одного предупреждения Роскомнадзора достаточно для нарушения работы СМИ. Последний такой случай пришелся на март этого года. Внимание Роскомнадзора обратило на себя онлайн-издание «Лента.ру». В интервью с одним из лидеров украинского националистического движения «Правый сектор» Андреем Тарасенко чиновники обнаружили ссылку на сторонний материал — «Дмитро Ярош: Рано или поздно, но мы обречены воевать с Московской империей». На Яроша в России заведено уголовное дело за призывы к террористической деятельности.

В тот же день управляющий акционер холдинга «Афиша-Рамблер-SUP» Александр Мамут уволил главного редактора издания Галину Тимченко. После этого большинство журналистов «Ленты.ру» написали заявления об увольнении. Позже новый главред Алексей Гореславский связал решение акционеров с предупреждением Роскомнадзора.

Поправки сенаторов также предполагают, что оценивать материалы на наличие признаков реабилитации нацизма смогут как простые граждане, так и общественные организации, Общественная палата и общественные палаты регионов. Они могут инициировать общественную антинацистскую экспертизу. Заключения такой экспертизы будут иметь рекомендательный характер и могут быть направлены в уполномоченные госорганы. Проект также предусматривает государственную антинацистскую экспертизу, она должна быть обязательной для учредительных документов общественных и религиозных объединений, НКО и СМИ, а также для содержания основных образовательных программ.

Жанна Ульянова, Мария Макутина